Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

В недалеком прошлом

В недалеком прошлом
В недалеком прошлом, когда подавляющее большинство жителей ст. Троицкой составляли русские, эта станица славилась на всю Чечено-Ингушетию своими обильными урожаями овощей, фруктов и ягод. Я не говорю о колхозных плантациях и садах, на осеннюю уборочную страду которых мобилизовывалось все население Троицкой, включая и старшеклассников из местных школ. Нет, речь идет о собственных приусадебных огородах, которые из года в год приносили хозяевам стабильную прибыль, а на рынках Грозного и Орджоникидзе постоянные клиенты с нетерпением ждали появления разнообразных сельхозпродуктов именно из этой станицы.
Колхоз-миллионер имени XIX партсъезда считался одним из самых богатых во всем регионе, а его председатель Василий Арсентьевич Шумилов отличался довольно крутым нравом по отношению к лентяям и тунеядцам, но зато основная масса колхозников считала его рачительным хозяином, справедливым человеком и своим благодетелем. И было из-за чего, так как у него каждый работающий человек и его семья получали в надел большой участок земли в 15-20 соток, им оказывалась помощь в строительстве дома и даже бесплатно выделялась кое-какая живность для становления и развития хозяйства. Эти меры не сильно отражались на материальном состоянии колхоза, потому что многотысячное поголовье крупного рогатого скота, десятки отар овец, полные откормочные базы свиней, птичники и кишащие рыбой пруды — все это богатство множилось и процветало из года в год под чутким руководством товарища Шумилова, который и с государственными поставками справлялся успешно, и своих колхозников в обиду не давал. На мой взгляд, именно такими, как колхоз им. XIX партсъезда, представляли себе коллективы крестьянских сообществ идеологи колхозного строя, когда они только начинали задумываться о продовольственной основе молодого пролетарского государства. Точнее сказать, идеологи-идеалисты, коих среди большинства безграмотных, а потому неистовых и неспособных ни на какие компромиссы революционных материалистов оказалось, к сожалению для России, только ничтожное меньшинство…
Чаще всего люди на своих огородах выращивали те продукты, которые неизменно пользовались большим спросом на городских рынках и могли значительно пополнить годовой семейный бюджет. Красная и черная смородина, малина, клубника, яблоки, груши, черешня и слива — все плоды и ягоды отменного качества и сравнительно не дорогие из-за большого предложения. Семья моего старшего брата Хаматхана была первой ингушской семьей, которая еще в 1962 году поселилась в ст.Троицкой и поэтому, часто проводя у них школьные каникулы, я знал много семей, чей зажиточный образ жизни и благосостояние напрямую зависели от вложенного труда в личное подсобное хозяйство. Немаловажно, что все огороды в те времена были поливными, для чего буквально по всем улицам станицы текли полноводные арыки и каждый хозяин имел возможность отводить воду из арыка в свой огород и в любое время орошать влаголюбивые растения. Система орошения и повсеместное применение безвредных органических удобрений давали прекрасные результаты, хотя земля здесь преимущественно глиноземная и скудная, что сейчас в один голос могут подтвердить нынешние ингушские домовладельцы. Например, я сам бываю доволен, когда удается собрать пару ведер красной смородины с кустов, продолжающих до сих пор плодоносить, не взирая ни на какие политические перемены. А что касается специально зачищенного мной участка под картофель, здесь каждые посаженные пять ведер семенного клубня всегда дают ровно столько же ведер при уборке. И это после двух прополок, окучивания и непрекращающейся борьбы с колорадским жуком. А в те времена сельский труженик думал не о составе почвы и не о разных трудностях; его усилия были направлены на получение максимального урожая со своего огорода и он его почти всегда добивался.
Недавно я разговаривал на эту тему с главой администрации с.п. Троицкое Ахмедом Бузуртановым, который довольно скептически отозвался о перспективах возрождения в селе системы арычного водоснабжения:
— Время, что вы вспомнили, осталось в далеком прошлом; то была другая жизнь и другие люди. Колхозники совместными усилиями организовывали прибыльное хозяйство, получали от его оборота полноценные трудодни, а в свободное от работы время в поте лица трудились на личных подворьях. У каждой семьи в собственности имелись минимум одна дойная корова с приплодом, десятка два овец, несколько свиней и большое количество домашней птицы, особенно водоплавающей. В общем, самодостаточная и в меру зажиточная кулацкая семья, теперь уже, слава Богу, без риска быть раскулаченной. Вдобавок ко всему, упомянутые вами сады и огороды, служащие колхознику источником живых денег для семейных нужд и помогающие ощутить относительную независимость. А теперь давайте трезво взглянем на сегодняшнюю реальность. Где вы видели ингушские семьи, готовые к изнурительному крестьянскому труду ради «копеечной» выгоды за реализованную продукцию? Лично я знаю несколько таких дворов по улицам Ленина и Международной, которым удалось сохранить плантации смородины и малины в своих огородах и они действительно умудряются каждой осенью получать хорошую прибыль, но количество таких хозяев во всей Троицкой не более десятка. А все остальные уже давно засыпали строительным мусором ближайшие арыки и если теперь пустить воду — она бесконтрольно затопит улицы и даже жилые дома. Нет, как ни грустно говорить, но возврата к полунатуральной форме хозяйствования мы уже никогда не дождемся, и было бы смешно на это надеяться в начале XXI-го столетия.
— Ну хорошо, этот вопрос можно считать закрытым. Теперь хотелось бы воспользоваться случаем и попросить вас прояснить одну непростую ситуацию. Несколько дней назад я покупал у одной старушки ведерко домашних яблок и в ходе разговора она пожаловалась мне на действия местных сотрудников полиции:
«Каждый раз подъезжают на служебной машине и требуют, чтобы я немедленно убралась отсюда со своими яблоками. Говорят, что торговля разрешена только на базаре в центре села, а им, мол, сам президент велел очистить трассу от случайных торговцев. Я пыталась им объяснить, – продолжала женщина, – что указанный базар посещают только местные жители и поэтому яблоки там покупать никто не будет, а здесь проезжают машины из Назрани, Карабулака, Орджоникидзевской и шансов сбыть их городским жителям гораздо больше. Тем более, что яблоки мои не из колхозного сада краденые, а выращены у себя во дворе. Приходится сворачиваться, делать вид, что ухожу домой, а затем тихонько возвращаться на старое место».
— Как вы все это прокомментируете?
— В данном случае участковый инспектор или другие сотрудники полиции заметно превысили свои полномочия, так как Глава республики, которого они для пущей солидности продолжают называть по старинке «президентом», никогда не давал им таких распоряжений. Наоборот, в своих выступлениях он всегда говорит о необходимости предоставлять людям возможность реализовывать свою продукцию из сада-огорода беспрепятственно и в любом месте. Главное, чтобы эта торговля не создавала помехи дорожному движению и была безопасна для самих продавцов. Если женщина выставила свои ведра в десяти метрах от трассы, а сама примостилась в тени под деревом и ждет покупателя, кому она может помешать? Правда, чтобы свести к минимуму хаотичность подобной придорожной торговли, я уже давно обозначил и отвел этим торговцам большую удобную площадку рядом с бывшей табачной фабрикой «Троя». Что касается действий сотрудников полиции, я сам часто сталкиваюсь с фактами, когда, например, отправляю участкового к какому-нибудь нерадивому хозяину с требованием убрать вываленные стройматериалы с проезжей части, а он, извиняющимся голосом объясняет домовладельцу: «Я бы тебя не трогал, но мне поручил это передать глава администрации». При этом, забывая, что сам является таким же представителем власти и не менее чем я должен быть заинтересован в соблюдении жителями элементарного порядка. (Газета «Сердало»)





Пресс-служба МСХ РИ
20:57
323
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Суббота, 20 апреля 2024